Потребительское общество являет собой добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц
Надо или нет регистрировать иностранные инвестиции?
В украинском законодательстве не так-то легко разобраться прожившим здесь всю жизнь украинцам. Что уж говорить об иностранцах, пытающихся развивать в нашей стране бизнес. Если верить отчетам государственных структур, то бизнесом у нас заниматься просто и выгодно. А как на самом деле? Да, конечно, это возможно. При одном очень важном условии: если предприниматель не будет упускать из виду ни одно изменение в законодательстве, касающемся предпринимательской деятельности. Хотя и в уже действующих на сегодняшний день законодательных актах есть масса пробелов.
Возьмем, к примеру, вопрос об инвестировании в украинскую экономику. С одной стороны по нашим законам получается, что регистрировать иностранные инвестиции совсем не обязательно. А с другой стороны? Каждый иностранный бизнесмен, вкладывающий свои средства в предприятия Украины, рассчитывает на успешное развитие своего бизнеса и получение прибыли. Возможна такая перспектива без регистрации инвестирования?
Зачем нужна регистрация иностранных инвестиций?
Исследование украинского законодательства показывает, что это необходимо для обеспечения гарантий со стороны государства по защите интересов инвестора в будущем. Хозяйственный Кодекс Украины в ч.1 ст.397 устанавливает для инвесторов из других государств, вкладывающих свои средства в украинские предприятия:
- гарантии на тот случай, когда изменятся законодательные акты об иностранных инвестициях;
- гарантии, касающиеся защиты от изъятия средств и от не соответствующих закону действий разных должностных лиц;
- различные компенсации, а так же возмещение убытка;
- гарантии на тот случай, если будет приостановлена инвестиционная деятельность; гарантирование перечисления прибыли;
- и пр.
А другая статья (395) того же Кодекса в части третьей предупреждает, что при отсутствии регистрации иностранных инвестиций гарантии и льготы не предоставляются. То же предусмотрено и Законом Украины «О режиме иностранного инвестирования».
Вывод: регистрация инвестиций – это гарантии защиты ваших бизнес-интересов.
Каков порядок регистрации иностранных инвестиций?
Порядок регистрации регламентируется:
- Законом Украины «О режиме иностранного инвестирования»
- Постановлением Кабинета Министров Украины от 06.03.2013 г. №139 утвердившим «Порядок государственной регистрации (перерегистрации) иностранных инвестиций и её аннулирование» (Порядок №139).
Кроме того, некоторые местные администрации так же разрабатывают свои нормативные акты по упорядочению проведения регистрации инвестирования. Так, например, администрация Киева разместила на своем сайте «Инструкцию о порядке государственной регистрации иностранных инвестиций». Поэтому сам процесс на первый взгляд никаких сложностей собой не представляет.
Сначала корректируются уставные документы. В них вносятся изменения, предусматривающие вклад в уставный фонд иностранных инвестиций.
Изменения регистрируются в госадминистрации.
Затем на основании уставных документов на расчетный счет предприятия средства вносятся фактически.
Следующий шаг – получить отметку налогового органа о фактическом внесении инвестиций.
И последний этап: иностранная инвестиция регистрируется в государственной администрации.
Здесь надо отметить такой важный момент: при регистрации не одной, а нескольких инвестиций на каждую инвестицию надо подготавливать отдельный пакет. Причем закон не устанавливает время, на протяжении которого требуется зарегистрировать инвестицию с момента её фактического внесения. В связи с этим есть возможность зарегистрировать одновременно все инвестиции за несколько лет.
Какие документы предоставляются в налоговые органы
для оформления иностранной инвестиции?
Налоговая служба регистрирует инвестиции, руководствуясь приказом ГНАУ от 29.06.2005г. №238. На основании этого приказа следует подать:
- в налоговую службу заявление;
- в 3-х экземплярах информационное уведомление о внесении иностранных инвестиций, заполненное по установленной форме (приложения 1, 2 Положения о порядке государственной регистрации иностранных инвестиций);
- пакет документов, подтверждающих, что инвестиции были внесены фактически.
Казалось бы все просто. Однако это не совсем так. Инвестор попадает в такую бюрократическую переделку, из которой трудно выбраться без потерь времени, сил и нервов. Не все это могут выдержать и бросают дело на половине пути, надеясь решить вопрос как-нибудь позже.
Какие могут возникнуть сложности при оформлении иностранной инвестиции?
Все изыски, к которым прибегают государственные органы при оформлении инвестиций предусмотреть невозможно. Тем не менее, зная хотя бы некоторые наиболее часто использующиеся приемы, можно избежать процесса длительного торможения регистрации.
Еще до того, как подавать заявление инспектору налоговой службы, уточните у него какие именно документы необходимо подать для регистрации фактического внесения иностранной инвестиции. Это надо сделать потому, что для налоговых органов предусмотренное законом понятие «документы, подтверждающие фактическое внесение инвестиций» имеет более широкий смысл, чем вы могли бы предположить. Например, они могут потребовать документы, заверенные государственным нотариусом (устав или свидетельство и пр.), различные справки (из статистики, банка и пр.), приказы, протоколы, решения (о назначении должностных лиц предприятия), ксерокопии различных документов на должностных лиц (паспортов, идентификационных кодов), перечень бухгалтерских документов (сводные отчеты, оборотно-сальдовые ведомости, платежки, свифтовка и пр.). Это только приблизительный список документов, которые обычно приходится предоставлять инспектору налоговой службы, занимающемуся оформлением регистрации инвестиции.
После прохождения всех кругов ада в налоговой и получения на информационном уведомлении отметки Министерства доходов о факте внесения иностранной инвестиции, можно приступать к её регистрации в госадминистрации.
Порядок №139 четко указывает, какие документы необходимо подать для регистрации инвестиции. И этот перечень практически не отличается от того, какой подается в налоговую:
- информационное сообщение с отметкой налоговой инспекции о фактическом внесении инвестиции;
- документы, которые подтверждают осуществление иностранного инвестирования (устав, свидетельства, договоры, пр.)
- документы, которые подтверждают стоимость данной инвестиции;
- квитанция об оплате регистрации инвестиции в госадминистрации.
И на этом этапе также могут возникнуть препятствия.
Одно из них – это отметка в информационном уведомлении эквивалента валюты в гривне на момент фактического внесения инвестиции. Аналогичная информация предоставляется в администрацию и банком. Вот тут-то и возникает проблема, связанная с нечеткой формулировкой в нормативных актах.
Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования» в ст.5 указывает, что инвестиции иностранных инвесторов считаются в валюте Украины и иностранной конвертируемой валюте по договоренности сторон в соответствии с ценами рынка Украины и международных валютных рынков.
«Договоренность сторон» для учреждений банка – это курс валют, указанный в уставе. А для госадминистрации – это курс валют на тот момент, когда фактически были внесены инвестиции. Но дата внесения изменений в устав и дата, когда фактически было произведено инвестирование, не могут совпадать. Так как сначала регистрируется внесение изменений в устав, а уже после этого появляется возможность внесения инвестиций. Инвестор, таким образом, попадает в безвыходную ситуацию, из которой надо найти такой выход, который удовлетворил бы и банк и госадминистрацию.
Как избежать проблем при регистрации иностранных инвестиций?
Не смотря на то, что законы Украины очень детально оговаривают процедуру регистрации инвестирования нерезидентами, существуют пробелы в нормативных документах, усложняющие этот процесс. Поэтому лучше не рисковать и не тратить напрасно свои нервы и время, а обратиться к специалистам юридического агентства. Быстрая и без проблем регистрация инвестиций иностранных инвесторов возможна только при квалифицированном профессиональном подходе.