В украинском законодательстве не так-то легко разобраться прожившим здесь всю жизнь украинцам.
Нужно ли вводить уголовную ответственность для юридических лиц?
23.05.2013 года Верховной Радой был принят Закон «Об изменениях в законодательство Украины с целью выполнения Плана по либерализации визового режима ЕС для Украины относительно ответственности юридических лиц». В силу Закон вступит с 01.09.2014 года.
Попробуем ответить на такие вопросы: что именно означает уголовная ответственность юр. лиц, когда она наступает, и какие меры уголовно-правового характера могут быть применены к субъектам хозяйствования.
Следует отметить, что по вышеуказанному Закону не все юр. лица несут уголовную ответственность. В частности, уголовно-правовые меры не могут быть применены к гос. органам, органам власти АРК, органам местного самоуправления, организациям, которые были созданы гос. органами или местными органами власти, которые содержатся за счет местного или гос. бюджетов, фондам общеобязательного социального страхования, гарантирования вкладов физ. лиц и международным организациям. Исчерпывающий перечень таких юридических лиц указан в ст. 964 УК. По логике указанной нормы, все иные предприятия, учреждения, организации, которые не связаны с гос. органами и органами местного самоуправления, могут быть потенциальными фигурантами уголовных дел, расследовать которые будут органы досудебного следствия.
Существуют такие основания применения мер уголовно-правового характера к юр. лицам:
— совершение уполномоченным лицом предприятия от имени и в интересах юр. лица преступления, предусмотренного ст. 209 (легализация доходов, которые были получены преступным путем), ст. 306 (использование материальных средств, полученных от оборота наркотических веществ), ч.1, ч.2 ст. 3683 (коррупционные действия), ч.1, ч.2 ст.3684 (подкуп лица, предоставляющего публичные услуги), ст. 369 (предложение или предоставление должностному лицу неправомерной выгоды), ст. 3692 (злоупотребление влиянием) УК;
2) совершение от имени юр. лица преступлений, предусмотренных ст. ст. 258 – 2585 (терроризм) УК.
При привлечении юр. лица к уголовной ответственности, суд оценивает степень тяжести деяния, которое совершило уполномоченное лицо субъекта хозяйствования, уровень осуществления преступного намерения, размер и характер неправомерной выгоды, которая была или могла быть получена юр. лицом, размер ущерба, причиненного преступлением, меры, которые юр. лицо предприняло для предотвращения самого преступления и его последствий (ст. 9610 УК).
УПК Украины определяет, что оценивает доказательства следователь, следственный судья, прокурор, суд по своему внутреннему убеждению, которое базируется на объективном, полном, всестороннем исследовании всех обстоятельств конкретного дела. То есть, следователь, прокурор или суд по собственному усмотрению будут определять: действительно ли от имени и в интересах предприятия его уполномоченным лицом было совершено преступление, достаточно ли мер было принято юр. лицом чтобы предотвратить преступление и т.д. Такие аспекты имеют значение для определения правовой позиции и решения судом вопроса о применении к юр. лицу мер уголовного наказания. Однако, принимая во внимание реальное положение вещей в нашей правоохранительной и судебной системах, можно предположить, что в случае, если юр. Лицо попадет в ситуацию с возможностью применения уголовного наказания, при чьей-либо заинтересованности, достичь позитивного решения по делу будет нелегко.
Также Законом предусмотрены основания для освобождения юр. лица от уголовной ответственности. А именно, если со дня совершения уполномоченным лицом предприятия любого преступления, указанного в ст. 963 УК, до дня вступления приговора в силу истек срок давности: 3 года — для преступлений небольшой тяжести, 5 лет — для средней тяжести, 10 лет — для тяжких и 15 лет — для особо тяжких преступлений.
Очевидно и то, что даже учитывая наличие гражданской правоспособности и дееспособности у юр. лица, оно — «неживое», и, по сути, представляет собой учредительные документы, мебель, оргтехнику, составляющие уставный капитал, а функционированием и деятельностью юр. лица занимаются физ. лица. Поэтому применить к юр. лицу такую распространенную меру уголовного наказания как лишение или ограничение свободы — просто невозможно. Законодатель определил 3 вида мер уголовно-правового характера, применяемых к юр. лицам: штраф, конфискация имущества юр. лица и ликвидация юр. лица. Необходимо акцентировать внимание на том, что такие наказания как штраф и ликвидация могут применяться только в виде основного наказания, а конфискация имущества может применяться только как дополнительное наказание (ст. 966 УК).
Размер штрафа, для юр. лица может составлять от 5 тысяч до 75 тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан, исходя из тяжести преступления. Однако, учитывая имущественное положение юр. лица суд в праве назначить штраф с рассрочкой выплаты соответствующими частями на срок до 3 лет.
Следуя логике законодательной нормы, конфискация имущества состоит в безвозмездном принудительном изъятии имущества юр. лица и подлежит применению судом в случае ликвидации юр. лица. В данном случае, имущество, изъятое у юр. лица переходит в государственную собственность.
Самым строгой мерой уголовно — правового характера, из всех, подлежащих применению к юр. лицам, является ликвидация предприятия. Эта санкция применяется судом, если уполномоченное лицо предприятия совершило преступления, предусмотренные ст. ст. 258 – 2585 УК Украины.
Ликвидации предприятия проводится в порядке, регламентированном Законом «О гос. регистрации юр. лиц и ФЛП». Исключением из правил, когда ликвидация не применяется, может явиться то, что юр. лицо относится к объектам, которые имеют стратегическое значение для безопасности и экономики государства.
Поскольку, значительная часть всех юр. лиц, зарегистрированных и действующих на территории Украины, не являются предприятиями, имеющими стратегическое значение для государства, и можно утверждать, что фактически все юр. лица теоретически могут быть фигурантами уголовного производства, если их уполномоченное лицо совершит преступления, предусмотренные ст. 963 УК Украины.
Вышеуказанным Законом также были внесены изменения в УПК Украины, а именно, законодатель указал, кто может быть представителем юр. лица в суде — это: лицо, имеющее право быть защитником в уголовных делах, руководитель или другое лицо, уполномоченное нормативными актами или учредительными документами юр. лица; работник юр. лица. Актуальным является также то, что в Законе были установлены права и обязанности представителя юр. лица в суде.
Однако, необходимо принимать во внимание и то, что нормы принятого Закона частично не согласуются с действующим УК Украины. Поэтому, в соответствии с Заключительными положениями Закона, на Кабмин возложена задача по внесению предложений по приведению законодательства в соответствие с Законом.
Эта необходимость вызвана еще и тем, что со вступления в силу Закона, должен быть расширен перечень субъектов преступления. Ст. 18 УК Украины определяет, что субъект преступления — это физическое вменяемое лицо, совершившее преступление в возрасте, с которого может наступать уголовная ответственность.
Одно из основополагающих признаков субъекта преступления — его вменяемость. Вменяемое лицо — это лицо, которое во время совершения преступления могло осознавать свои действия (бездействие) и руководить ими (ч. 1 ст. 19 УК).
Однако остается непонятным, как юр. лицо может осознавать и руководить своими действиями. Ведь создание и деятельность юр. лица осуществляется одним или несколькими физ. лицами, то есть именно физ. лица совершают определенные действия.
Следовательно, Кабмину, в процессе приведения в соответствие законодательных актов, необходимо изменить ряд базовых, основополагающих понятий УК Украины.
Необходимо обратить внимание на то, что кроме субъектов преступления и вменяемости, должно быть изменено само понятие преступления.
Исходя из ст. 11 УК Украины преступлением — это предусмотренное УК общественно опасное виновное деяние, которое совершено субъектом преступления.
Касательно субъективной стороны, важно отметить, что вина — психическое отношение лица к совершенному им действию или бездеятельности, предусмотренной УК, и их последствиям, выраженное в форме умысла или же неосторожности (ст. 23 УК Украины ) .
Доказать вину лица в совершении преступления можно лишь при наличии у субъекта умысла на совершение преступления, что является достаточно важным вопросом при проведении досудебного расследования и судебного следствия и назначения судом соответствующего наказания.
В данном контексте, психическое отношение к определенным действиям может иметь только физ. лицо. Юр. лицо, как таковое, не может осознавать свои действия и руководить ими, так как создается и действует только путем совершения определенных действий физ. лицом. Невозможность установления умысла юр. лица на совершение преступления исключает возможность доказательства его вины.
Принимая во внимание вышеперечисленные несогласованности, принятие данного Закона может создать возможность для новых коррупционных действий со стороны правоохранителей, поскольку никому не известно, каким образом в процессе расследования уголовных дел органами досудебного следствия будет устанавливаться причастность конкретного юр. лица к совершенному преступлению, а также действовало ли уполномоченное лицо предприятия в интересах соответствующего юр. лица или преследовало иную цель.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что принятие данного Закона является, несомненно, позитивным аспектом сближения Украины с Европой. Но, непонятным остается то, как эти законодательные нормы будут воплощены в жизнь, как будут применяться на практике и к каким последствиям все это приведет.